# 9. Работа с заказами по схеме DBS

DBS (delivery by seller) — это схема, при которой Продавец (Сторона 2) хранит Товары на своём или арендованном складе, обрабатывает, собирает и самостоятельно доставляет заказы до Покупателя без участия Маркетплейса (Стороны 1).

пример

# 9.1 Как начать продавать по DBS

# Совмещение FBO, FBS и DBS

Один и тот же товар можно продавать одновременно по FBO, FBS и DBS — при этом важно, что в случае совмещения схема FBO всегда будет приоритетнее.

Как работает приоритет FBO

Если совмещаете FBO и DBS

В первую очередь показываем на витрине остатки по FBO. Когда они заканчиваются — показываем остатки по DBS.

Если снова появляются остатки по FBO — переключаемся обратно и показываем на витрине остатки по FBO, даже если всё ещё есть остатки по DBS.

Если совмещаете FBO, FBS и DBS

В первую очередь показываем на витрине остатки по FBO, а когда они заканчиваются — всё зависит от конкретного товара и местоположения покупателя.

Если покупатель находится в регионе, в котором вы продаёте один и тот же товар по DBS и FBS — в приоритете на витрине покажутся остатки и сроки DBS.

# Создание карточки товара

Продажи по схеме DBS начинаются с создания и модерации карточки товара. Определитесь с ассортиментом, заполните карточки и дождитесь результатов модерации. Подробнее об этих этапах можно узнать в п.5 Создание карточек товара (opens new window).

Если вы продаёте один и тот же товар одновременно по разным схемам (FBO / FBS / DBS) — дублировать карточки под каждую схему нельзя. Для одного товара может быть только одна карточка, а выбрать и настроить схемы работы можно позже — в любой момент после создания склада

# 9.2 Как создать и настроить склад

Склад — это определённое место, где продавец хранит свои товары до передачи маркетплейсу. Сейчас в личном кабинете можно создать только один склад — это значит, что все настройки будут одинаковые для всех ваших SKU, продающихся по DBS.

Если у вас уже есть склад в личном кабинете

В разделе FBS/DBS (1) зайдите во вкладку Склады (2) и нажмите Добавить схему работы DBS (3). Затем действуйте по инструкции в п.9.2 Как создать и настроить склад (Настройте города и сроки доставки).

пример

Если вы ещё не создавали склад в личном кабинете — действуйте по инструкции ниже.

# Заполните информацию и укажите график работы

Перейдите в раздел FBS/DBS (1) и нажмите Создать склад (2). Выбрать и настроить нужную схему работы можно будет на следующих этапах.

пример

Дальше действуйте по инструкции в п.8.2 Как создать и настроить склад (opens new window) (Заполните информацию и укажите график работы).

# Выберите схему работы

Работать всегда только по одной схеме необязательно — сначала можно указать одну, а потом добавить другую. Выберите нужную схему работы и нажмите Дальше.

пример

# Настройте города и сроки доставки

Выберите города и сроки доставки.

  • Укажите города, куда сможете организовать доставку заказов (1). Можно выбрать весь Узбекистан или отдельные регионы — ваши товары будут видны только покупателям на этих территориях.
  • Настройте сроки доставки (2) для каждого региона отдельно или общий срок для всех сразу — можно указать от 1 до 30 дней.
  • Если планируете пользоваться услугами курьеров — учитывайте их сроки доставки.
  • Обратите внимание, что быстрая доставка помогает с продажами. Покупатели чаще выбирают товары, которые могут быстрее получить.

После выбора городов и сроков доставки нажмите Готово (3).

пример

Всё сохранится в разделе FBS/DBS (1) — вкладка Склады (2). Изменить информацию о складе, города и сроки доставки можно в любой момент по кнопке карандаша (3).

пример

Города и сроки доставки всегда можно отредактировать, но при этом для заказов, которые в этот момент находятся в статусах Новые и В сборке, условия не изменятся. Они должны быть доставлены в прежние сроки

# Обновите остатки

Остатки для FBS и DBS — единые. Чтобы начать принимать заказы — их нужно обновить, то есть выбрать и указать товары, которые будут храниться на вашем складе. Следуйте инструкции в п.8.2 Как создать и настроить склад (opens new window) (Обновите остатки).

Как считаются остатки

  • Вычитаем из остатков количество единиц товара, который попал в заказ и выдан покупателю.
  • Если покупатель отменил заказ после оформления — вернём количество единиц товара из заказа в остатки.
  • Если заказ отменил продавец или не забрал покупатель — остатки не изменятся.

Будьте внимательны — регулярно проверяйте и обновляйте остатки, чтобы не прерывать продажи

# 9.3 Как работать с заказами DBS

Все заказы по схеме DBS можно посмотреть в разделе FBS/DBS (1) — вкладка Заказы DBS (2).

пример

# Новые заказы

Как общаться с покупателями

  • Прежде чем взять заказ в работу — убедитесь, что товары из заказа есть на складе.
  • Убедитесь, что адрес покупателя входит в вашу зону доставки, а сроки соответствуют тем, которые вы установили в настройках склада.
  • Когда получите заказ, свяжитесь с покупателем в первый рабочий день — не рано утром и не поздно вечером. Можно написать в мессенджере или позвонить по телефону.
  • Уточните с покупателем детали доставки: сроки и способы. Если будете передавать заказ курьером или службой доставки — обязательно предупредите покупателя, что передаёте данные третьим лицам по закону «О персональных данных».
  • Если вам не удалось связаться с покупателем в течение нескольких рабочих дней — отмените заказ с пометкой: «Не удалось связаться с покупателем».

Если нужно — проконсультируйте покупателя и расскажите о товаре. Все поступившие заказы, которые нужно взять в работу, отражаются во вкладке Новые (1). Они отсортированы по дате создания — от старых к новым (2).

Подтвердить до (3) — время, до которого необходимо подтвердить и взять заказ в работу. На это есть 16 часов с момента его создания. Для подтверждения заказа нужно нажать В сборку (4) — после этого он перейдёт в статус В сборке и переместится в соответствующую вкладку (5).

пример

Если нажать на заказ в списке — откроется окно с подробностями по составу, адресом покупателя и его контактными данными.

пример

Если покупатель отказывается от заказа в процессе коммуникации — он должен сам отменить заказ в его профиле на сайте или в приложении Uzum Market. Если покупатель не отвечает в течение нескольких дней — откажитесь от заказа с причиной Не могу связаться с покупателем. Подробнее об отмене заказов DBS в пункте ниже.

# Отмена заказов

Если по какой-либо причине вы не сможете доставить заказ — нажмите на кнопку-крестик в списке заказов (1) или кнопку Отказаться в окне с информацией о заказе (2).

пример

Укажите причину, по которой не сможете доставить заказ. После отказа заказ окажется во вкладке Отменены.

пример

Отмены заказов влияют на доверие покупателей, а значит — на ваш рейтинг и дальнейшие продажи. Вовремя пополняйте остатки и соблюдайте сроки доставки, чтобы свести количество отмен к минимуму

# Сборка заказов

После взятия заказа в работу он переходит в статус В сборке (1) и перемещается в соответствующую вкладку (2).

пример

Обратите внимание на дату и время Доставить до — это время, до которого нужно доставить заказы до покупателя. Оно формируется на основе максимального срока для города, куда необходимо доставить заказ. Если заказ создан после 15:00 — день создания в сроках доставки не учитывается

Штрихкоды, маркировки, упаковка и этикетки

Маркетплейс не требует наклеивать штрихкоды и этикетки на заказы DBS, но это можно делать, если необходимо для вашего личного учёта.

У маркетплейса также нет конкретных требований к упаковке. Если вы передаёте заказ службами доставки — следуйте их требованиям к упаковке. Если вы передаёте заказ курьером — упакуйте так, чтобы никто кроме покупателя не смог вынуть и забрать часть товара или товар целиком.

Требования по маркировке аналогичны с требованиями для заказов FBS — см. п.8.3 Как работать с заказами FBS (Сборка заказов/Маркировка).

# Доставка заказов

Перед доставкой заказа нужно связаться с покупателем. Если передаёте заказ через сторонние курьерские или почтовые службы — обязательно сообщите об этом покупателю, назовите службу и трек-номер отправления.

Когда заказ будет передан в курьерскую службу и окажется в пути, нажмите В доставку — в списке заказов (1) или карточке заказа (2). Это нужно, чтобы предупредить покупателя.

пример

# Выдача заказов

Что считается получением заказа

  • Если доставляете заказ самостоятельно — подтверждением будет фотография или накладная (какой-либо документ о приёмке-передаче) с подписью покупателя.
  • Если доставляете с помощью Яндекс.Доставка — попросите покупателя подтвердить получение заказа в мессенджере текстом или фотографией.
  • Если доставляете другими службами (почта РУз, СДЭК и т.д.) — подтверждением будет изменение статуса трек-номера.
  • Если покупатель просит оставить заказ у двери — полная ответственность за сохранность товара лежит на стороне продавца.

Только после подтверждения, что заказ получен, нужно подтвердить выдачу. Для этого нажмите Подтвердить выдачу в списке заказов (1) или в карточке заказа (2). Затем введите код подтверждения из 4 цифр — его нужно спросить у покупателя при передаче заказа.

пример

# 9.4 Как работают возвраты DBS

Если покупатель хочет вернуть товары после получения заказа — запросите причину возврата и убедитесь, что с момента выдачи прошло не больше 10 дней. Затем обсудите с покупателем условия возврата.

Если вы согласны не получать товар обратно — можно просто вернуть деньги покупателю. Если вы хотите получить товар — порядок возврата зависит от его причин.

Если товар не понравился или не подошёл покупателю

Покупатель должен вернуть товар продавцу. Покупатель может передать товар самостоятельно или через службы доставки, также забрать товар может сам продавец — но и в том, и в другом случае расходы за доставку до продавца остаются на стороне покупателя.

Если товар с браком

Покупатель должен вернуть товар продавцу — при этом расходы за доставку до продавца лежат на стороне самого продавца. Также товары с браком требуют проверки — для этого есть определённый порядок и сроки по закону «О защите прав потребителей» .

После обсуждения и утверждения всех деталей с покупателем нужно вернуть деньги покупателю. Для этого зайдите во вкладку Выданы (1) и нажмите Сделать возврат в списке заказов (2) или в карточке заказа (3).

пример

В новом окне внимательно прочитайте условия и нажмите Вернуть деньги.

пример

Помните, что в любых спорных ситуациях можно обратиться в поддержку.